ЦЕНТР ОЦЕНКИ ONLINE

  РЕШЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА

Лучшие HR-практики >> Развитие персонала >> Адаптация персонала

 

Адаптация сотрудников - это процесс приспособления работников к условиям трудовой деятельности, включающий освоение корпоративных правил, норм и стандартов, а также знакомство с условиями и содержанием трудовой деятельности.

Адаптация персонала

 

Цель разработки и внедрения системы адаптаци

Существует множество форм и методов адаптации персонала в Компании. При этом основная цель всех адаптационных мероприятий заключается в том, чтобы помочь сотруднику как можно быстрее начать работать с максимальной отдачей на новом месте.

Правильно выстроенная система адаптации сотрудников позволяет Компании решить несколько важных задач:

 
::
ускорение процесса вхождения нового сотрудника в должность и достижение необходимой эффективности работы в минимальные сроки;
 
::
уменьшение количества возможных ошибок и производственных потерь в процессе освоения сотрудником своих функциональных обязанностей;
 
::
формирование у новых сотрудников мотивации к достижению высоких результатов и качественному выполнению работы;
 
::
сокращение уровня текучести кадров за счет снижения количества сотрудников, не прошедших испытательный срок;
 
::
повышение продуктивности работы всех подразделений Компании.

В результате реализации данных задач, Компания способна существенно снизить издержки, связанные с поиском, обучением и развитием персонала.

Для того чтобы глубже понять целесообразность внедрения системы адаптации персонала в Компании, давайте попробуем посмотреть на этот процесс глазами самого сотрудника.

 

Адаптация глазами сотрудника

Попадая в новую рабочую среду, сотруднику приходится искать ответы на множество вопросов, связанных с выполнением своих рабочих обязанностей. Новые отношения, новые требования, новые условия труда – все это может способствовать или препятствовать раскрытию лучших качеств сотрудника, реализации его возможностей и потенциала.

Существуют несколько аспектов адаптации сотрудника на новом месте работы:

 

Корпоративная адаптация

Корпоративная адаптация

Приступая к работе, сотруднику важно понимать не только специфику деятельности Компании, но и знать ее историю, стратегические цели и задачи, учитывать в своей деятельности особенности корпоративного управления и организационной структуры. В связи с этим, сотруднику необходимо получить ответы на следующие вопросы:

 
::
Каковы ключевые цели и задачи Компании? В чем заключаются ее основные приоритеты?
 
::
Какое место занимает Компания на рынке?
 
::
Какова история создания и развития Компании? Каких успехов добилась Компания за свою историю?
 
::
Кто является главными клиентами и партнерами Компании?
 
::
Кто наши основные конкуренты?
 
::
Какова организационная структура Компании? Сколько в ней департаментов, подразделений, отделов? Где они расположены? Как организовано взаимодействие и обмен информацией между ними?
 
::
Как осуществляется управление Компанией? Кто принимает решения на уровне Компании, подразделений, отделов?
 
::
Какие основные регламенты и процедуры действуют в Компании?
 
::
Каков порядок согласования приказов и распоряжений, подписания документов?
 
::
и т.п.

 

Социально-психологическая адаптация

Социально-психологическая адаптация

В процессе социально-психологической адаптации происходит включение работника в корпоративную культуру Компании с ее уникальными традициями, ценностями, особенностями отношений и правилами взаимодействия.

Присоединяясь к корпоративной культуре Компании, сотруднику важно знать:

 
::
Какие правила общения и взаимодействия между людьми приняты в этой Компании (формальные и неформальные)? Кто с кем и как взаимодействует?
 
::
Как принято обращаться к сотрудникам, равным по уровню / должности, подчиненным, руководителям?
 
::
Какого поведения от меня ждут?
 
::
К чему я должен стремиться/делать, чтобы добиться успеха в этой Компании?
 
::
К кому я могу обратиться за помощью?
 
::
и т.д.

 

Организационная адаптация

Организационная адаптация

В первые недели работы сотруднику приходится сталкиваться с множеством незнакомых ранее бытовых и организационных процедур. Это также вызывает множество вопросов:

 
::
Какой в Компании трудовой распорядок?
 
::
Когда и где выдают заработную плату?
 
::
Как оформляются командировки, бронируются переговорные, заказывается канцелярия и т.п.?
 
::
Как работает оргтехника?
 
::
Где и как организовано питание сотрудников?
 
::
Как работает корпоративный транспорт?
 
::
Как осуществляется доступ в корпоративную сеть?
 
::
и т.п.

 

Профессиональная адаптация

Профессиональная адаптация

Осваиваясь в Компании, сотрудник, прежде всего, должен понимать, хватает ли ему знаний, умений и навыков для выполнения порученной работы или же ему требуется дополнительное обучение? Каковы его перспективы карьерного и профессионального роста? Эти вопросы интересуют не только самого сотрудника, но и его непосредственного руководителя, а также службу персонала.

Профессиональный аспект адаптации заключается в том, что сотрудник должен понять и освоить следующие особенности будущей деятельности:

 
::
Свои непосредственные профессиональные обязанности и зону ответственности;
 
::
Используемые в Компании технологии работы;
 
::
Стандарты работы и необходимую техническую документацию;
 
::
Существующие нормативы и технические требования;
 
::
Перспективы своего профессионального и карьерного роста в Компании;
 
::
Возможности обучения, повышения квалификации;
 
::
Критерии оценки качества своей работы;
 
::
и т.п.

 

Психофизиологическая адаптация

Психофизиологическая адаптация

В процессе психофизиологической адаптации происходит приспособление сотрудника к новым физическим и психологическим нагрузкам, особенностям условий труда. При этом особое внимание вопросам психофизиологической адаптации нужно уделить в следующих ситуациях:

 
::
Сменный график работы;
 
::
Ненормированный рабочий день;
 
::
Длительные командировки;
 
::
Проектная работа.

Эффективная программа адаптации учитывает все вышеперечисленные аспекты и помогает получить сотруднику ответы на поставленные вопросы. Успешно адаптировавшийся сотрудник четко понимает спектр своих рабочих обязанностей и задач, умеет их эффективно решать с учетом имеющихся правил, стандартов и особенностей, способен выстраивать и поддерживать конструктивные отношения с коллегами и знает, каковы его возможности в данной Компании.

 

Разработка программы адаптации сотрудников

Эффективная программа адаптации сотрудников имеет следующие отличительные качества: она тщательно спланирована, ее содержание совершенно ясно, роли участников процесса четко определены.

Как правило, продолжительность адаптационного периода составляют 3 месяца и по времени совпадает с испытательным сроком. Совпадение этих двух процессов не случайно. С одной стороны, во время испытательного срока можно определить реальные способности и возможности сотрудника, а также то, насколько они соответствуют установленным требованиям и первоначальным ожиданиям. С другой стороны, в этот период важно помочь сотруднику максимально быстро приспособиться к новым условиям, чтобы проявить свои профессиональные и деловые качества в полном объеме.

Адаптационная программа разрабатывается с учетом конкретных целей, особенностей Компании, ее корпоративной культуры, категории сотрудников и сферы их деятельности (например, программы адаптации для молодых специалистов и для руководителей будут существенно отличаться друг от друга), а также ряда других факторов.

Первый шагом в разработке программы адаптации является определение целей и задач, которые она должна решать, целевой группы сотрудников, для которых она предназначена, а также сроков ее реализации.

Вторым шагом является разработка системы адаптационных мероприятий, способствующих быстрому и эффективному приспособлению новых сотрудников к условиям работы в Компании.

 

Содержание адаптационной программы

В содержание адаптационной программы могут быть включены следующие мероприятия:

 
::
вводный семинар (ориентационный семинар) – ознакомительное и командообразующее мероприятие, цель которого – создать у новых сотрудников целостное представление о Компании:
    - история развития, традиции;
    - миссия, ценности, стратегические цели;
    - организационная структура;
    - продукты и услуги Компании;
    - действующие программы развития для сотрудников, социальные гарантии.
 
::
проведение ознакомительных экскурсий по предприятию;
 
::
курс специальной адаптации (введение в должность), задачей которого является предоставление новому работнику необходимой информации о подразделении и особенностях его должности:
    - знакомство с  рабочим местом, коллегами;
   
- знакомство с руководителями и специалистами, с которыми сотруднику необходимо взаимодействовать по должности;
   
- цели, задачи, роль подразделения в общей структуре организации, роль данной должности в производственном процессе;
    - разъяснение должностных обязанностей;
    - информация об условиях премирования, размерах бонусов;
    - перспективы карьерного роста, если таковые имеются;
    - регламент работы, дисциплинарные рамки;
    - требования к охране труда и технике безопасности.
 
::
проведение обязательного обучения новых сотрудников (например, тренинги по базовым навыкам продаж, основам деловой переписки, общению с клиентами, и т.п.);
 
::
составление плана работы сотрудника на испытательный срок;
 
::
определение наставника для нового сотрудника;
 
::
разработка путеводителя нового сотрудника (staff book), в котором отражена наиболее важная и полезная информация для новичка;
 
а также ряд других мероприятий.

Третьим шагом является разработка инструментов мониторинга и оценки эффективности адаптационной программы. Это могут быть специальные оценочные формы, которые заполняет сотрудник, его руководитель/наставник и менеджер по персоналу. Зачастую используются два метода оценки:

 
::
ассесмент-центр (комплексная оценка личностно-профессиональных качеств сотрудника с целью определения его сильных сторон и областей для дальнейшего развития, с возможным последующим составлением индивидуального плана развития на 1-й год работы);
 
::
аттестация по итогам прохождения испытательного срока (оценка результативности проделанной работы, уровня достижений сотрудника и принятие решение о его переводе в основной штат).

Задумываясь о необходимости создания программы адаптации новых сотрудников в своей Компании, важно помнить, что найти нужного человека для бизнеса — это только часть дела. Не менее важно помочь новичку освоиться на новом для него месте, вписаться в коллектив, для того, чтобы раскрыть свои лучшие стороны, быстро и уверенно выйти на уровень максимальной производительности труда.

© Игорь Александрович Беспалов
РЕШЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА
 

Разработка программы адаптации новых сотрудников

Вы можете ЗАКАЗАТЬ разработку программы комплексной адаптации для новых сотрудников Вашей Компании. Данная программа будет максимально полно учитывать специфику Вашей организации, особенности корпоративной культуры и поможет новым сотрудникам в короткие сроки выйти на высокий уровень результативности.
Для заказа адаптационной программы, Вам необходимо заполнить форму, где указать свои контактные данные. После отправки заявки наш консультант свяжется с Вами в самое ближайшее время для обсуждения дальнейших шагов и ответит на возникшие вопросы.
 
 

Руководство по составлению путеводителя для нового сотрудника (staff book)

Во многих российских и западных Компаниях существуют собственные путеводители для новых сотрудников. Staff Book (дословно «книга сотрудника») выполняет роль проводника в корпоративный мир и содержит в себе всю необходимую информацию для успешной адаптации работника в Компании.
Грамотно составленный путеводитель способен помочь новичку быстро сориентироваться в новых условиях, лучше понять особенности корпоративной культуры, познакомиться с существующими традициями, правилами и стандартами работы, узнать о перспективах своего развития в Компании и многом другом.
С помощью данного руководства Вы сможете без лишних усилий и затрат создать полезный и информативный путеводитель для новых сотрудников, который станет для них по-настоящему незаменимым помощником в первые месяцы работы в Вашей Компании.
Получить более подробную информацию о руководстве...
Посмотреть содержание руководства
     
     

 

:: наверх ::

 
Продукты и сервисы
:: Заказать разработку программы адаптации для Вашей Компании
   
 

Руководство по составлению путеводителя для сотрудника

:: Заказать руководство по составлению путеводителя для нового сотрудника (книга сотрудника)
   
:: Адаптация новичка - практические советы руководителю (прочитать)

 

 

 

 

 

 
Оценка персонала:Обучение и развитие:Мотивация сотрудников:Магазин HR-технологий:О компании:Контакты
Smart Business Solutions © 2008-2018 • Все авторские права на материалы и разработки защищены и охраняются законом

_Rambler's Top100