ЦЕНТР ОЦЕНКИ ONLINE

  Бизнес-симуляция - инструмент оценки и развития персонала

Лучшие HR-практики >> Обучение и развитие

 

 

БИЗНЕС-СИМУЛЯЦИЯ

   

Бизнес-симуляция (моделирующая игра, business simulation) – это современная технология оценки и развития персонала, основанная на моделировании реальных бизнес-процессов, максимально приближенных к условиям конкретной организации и позволяющая участникам в искусственных условиях приобрести опыт решения сложных управленческих задач.

Бизнес-симуляция
 
  Цели применения бизнес-симуляции
 

Существуют две основные цели использования бизнес-симуляций в компаниях:

1.

Оценка персонала. С помощью бизнес-симуляции можно получить точную оценку уровня развития менеджерских навыков сотрудника, его умения анализировать ситуацию, расставлять приоритеты в задачах, выстраивать эффективное взаимодействие с другими участниками бизнес-процессов и принимать взвешенные, экономически выгодные решения. Подробнее о применении бизнес-симуляций в оценке персонала читайте здесь.

2.

Обучение и развитие сотрудников. Бизнес-симуляция представляет собой уникальный тренажер для развития управленческих качеств и бизнес-мышления сотрудников. Максимальная приближенность содержания моделирующей игры к реальным условиям и бизнес-процессам Компании, позволяет ее участникам в учебном формате потренироваться в решении сложных управленческих задач, организации эффективного межфункционального взаимодействия и научиться принимать обоснованные  менеджерские решения.

 
  Виды и форматы бизнес-симуляций

Все моделирующие игры можно разделить на две большие группы:

::

Стандартизированные бизнес-симуляции (моделируют типовые бизнес-процессы)

::

Адаптированные бизнес-симуляции (разработанные с учетом особенностей компании-заказчика и максимально точно отражающую реальность конкретного бизнеса, его ключевые задачи, проблемы и возможности)

С точки зрения затрат, стандартизированные бизнес-симуляции дешевле и доступнее для компании, чем адаптированные, которые требуют больше времени и инвестиций на доработку или разработку отдельных модулей. В то же время, адаптированные симуляции отличаются более глубоким обучающим и развивающим эффектом, за счет своей специфичности и учета особенностей бизнеса заказчика.

Существуют несколько форматов бизнес-симуляций:

::

Компьютерные симуляции предполагают решение бизнес-задач с использованием специализирвоанного программного обеспечения. В зависимости от задач, частники могут участвовать в компьютерную бизнес-симуляции в индивидуальном режиме или в многовользовательском (сетевом);

::

Настольные симуляции являются более интерактивным форматом, позволяющим участникам активно взаимодействовать друг с другом в командах. Часто настольная бизнес-симуляция представляет собой определенную карту, визуально отражающую игровой процесс. Взаимодействие на карте происходит с помощью специальных карточек и фишек - участники совершают ходы или действия на карте в соответствии с условиями симуляции и принимаемыми решениями;

 
  Описание технологии бизнес-симуляции
 

Бизнес-симуляция предоставляет каждому участнику возможность попробовать себя в определенной деловой роли и оценить свою эффективность в принятии сложных управленческих, производственных или экономических решений. Основная цель симуляции состоит в том, чтобы решить ряд сложных, взаимосвязанных друг с другом проблем и задач, достигнув целевых показателей. Например, эффективно организовать деятельность компании, решив внутренние и внешние проблемы, обеспечить успешное развитие своего бизнеса, выход на плановые показатели прибыли, объема производства, доли рынка и т.п.

Бизнес-симуляция требует от участников высокой концентрации внимания и системности мышления, так как часть работы отведена анализу рынка, его тенденций, определению внутренних и внешних проблем компании, планированию стратегии и тактики решений и т.п. Для достижения успеха, участникам необходимо понять и правильно оценить внутренние особенности организации, выделить ее сильные стороны, возможности и ограничения. Помимо этого, принимая решения, им приходится учитывать интересы и потребности других участников игры, которые согласно условиям занимают позиции руководителей различных структурных подразделений компании, ее клиентов, а иногда и конкурентов.

Являясь командной формой работы, бизнес-симуляция обеспечивает высокий уровень эмоциональной вовлеченности участников, которые целиком погружаются в игровую среду и ориентированы на достижение высоких результатов. Это позволяет каждому проявить свои лидерские и коммуникативные навыки, организаторские способности.

 
 

Ключевая особенность бизнес-симуляции

Отличительная особенность бизнес-симуляции заключается в использовании уникального алгоритма обучения. Здесь нет теории.

Первоначально участники погружаются в проблемную ситуацию и пробуют решить ее с помощью имеющихся у них знаний, навыков и ресурсов. Когда они сталкиваются с тем, что существующих возможностей  недостаточно для решения эффективного задачи, они начинают самостоятельно искать новые способы действий, использовать синегрию команды для преодоления кризиса. В этот момент происходит активное обучение и развитие компетенций, когда участники получают новый опыт и знания через пракитку, включая важный этап проб и ошибок. Однако в отличие от реального бизнеса, в бизнес-симуляции цена ошибок участников не приводит к реальным потерям!

Бизнес-симуляция не завершается чьей-то победой или поражением. Она всегда завершается определенным результатом и полученным участниками опытом. Именно командный результат и опыт каждого анализируется ведущим по завершении основной части игры. Подведение итогов является не менее важной частью бизнес-симуляции, чем сама игра. От качества этой работы зависит то, насколько глубокий развивающий эффект получит каждый участник.

 

  Особенности разработки бизнес-симуляции
 

Процесс разработки бизнес-симуляции «с нуля» является достаточно длительным процессом. Прежде всего, необходимо четко определить цели и задачи, которые будет решать бизнес-симуляция. Затем важно правильно выделить ключевые бизнес-процессы, которые будут моделироваться в игре. Это требует тесного сотрудничества разработчика с представителями заказчика, которые являются экспертными лидерами в моделируемых бизнес-процессах. Также необходимо выделить пилотную группу из числа сотрудников Компании, которые будут участвовать в тестировании новой разработки, определяя области, которые требуют доработки. В среднем, процесс разработки оригинальной бизнес-симуляции занимает около 1-2 месяцев.

Использование готовых стандартных решений позволяют сэкономить временные и материальные затраты. Минусы типовых бизнес-симуляций можно нивелировать за счет дополнительной адаптации структуры игры под особенности бизнеса заказчика. Этот процесс занимает, в среднем, 1-2 недели.

И, наконец, можно использовать готовые бизнес-симуляции без дополнительной адаптации. В этом случае, существует риск, что полученный в ходе игры опыт будет сложно использовать в реальной практике из-за различия в специфике игровых и реальных бизнес-процессов. Минимизировать этот риск можно за счет профессионализма ведущего при подведении итогов игры, когда полученные участниками выводы и способы решений будут анализироваться применительно к текущим особенностям компании. Это может помочь участникам понять, как полученный в ходе игры опыт, знания и навыки использовать при решении практических задач на своем рабочем месте.

 

Остались вопросы?

Всегда рады помочь, если у Вас возникнут вопросы, связанные с разработкой бизнес-симуляций. Вы можете Заказать разработку бизнес-симуляции для оценки и обучения ваших сотрудников или приобрести готовые инструменты из нашего HR-магазина.

Вам также могут пригодиться наши готовые решения по оценке и обучению сотрудников:

Библиотека компетенций
   
Профиль компетенций менеджера по продажам тренинг по управлению изменениями

 

 

 

:: наверх ::

 
Полезные продукты

 

 

Smart Business Solutions © 2008-2023 • Все авторские права на материалы и разработки защищены и охраняются законом