Лучшие HR-практики >> Оценка персонала |
|
|
|
|
|
Оценка 360 градусов - это инструмент для определения эффективности сотрудника, а также его личных и профессиональных качеств на основе анализа мнения людей, с которыми сотрудник непосредственно взаимодействует в ходе работы. Обычно в качестве таких людей выступают коллеги, подчиненные, руководители, а в ряде случаев также внешние клиенты оцениваемого сотрудника.
|
|
|
|
Описание методики оценки 360 градусов |
|
|
Метод оценки 360 градусов основан на комплексном анализе субъективных оценок окружающих сотрудника людей. Именно в этом состоит главное достоинство метода, поскольку он позволяет сотруднику понять, как другие люди внутри организации (и за ее пределами) воспринимают его личные и профессиональные компетенции, особенности поведения и взаимодействия с окружающими людьми.
Оценка по методу 360 градусов позволяет получить структурированную коллективную обратную связь об эффективности сотрудника в тех областях, которые являются ключевыми для его успешной работы.
Результаты оценки 360 градусов позволяют сотруднику увидеть свои сильные стороны и ограничения, а также спланировать конкретные способы развития компетенций навыков с целью повышения эффективности работы.
|
В каких случая применяют метод оценки 360 градусов?
|
:: |
|
:: |
Повышение продуктивности работы сотрудников и эффективности командного взаимодействия;
|
:: |
|
:: |
|
:: |
Планирование программ обучения персонала, отвечающих реальным потребностям сотрудников;
|
:: |
Формирование корпоративной культуры организации.
|
|
|
|
|
|
Технология проведения оценки 360 градусов |
|
|
Этап 1. Подготовка к оценке 360 градусов
|
Первый шаг в подготовке оценки - это определение критериев (что будем оценивать?).
В оценке 360 градусов в качестве критериев выступают компетенции - профессионально-важные качества сотрудников, уровень развития которых напрямую влияет на эффективность в работе. В качестве критериев могут использоваться существующие в компании профили должностей, либо корпоративные модели компетенций. В некоторых случаях критерии оценки формируют на основе функциональных обязанностей оцениваемых сотрудников, учитывая ключевые требования и ожидания от их поведения (что должен делать/ как должен вести себя сотрудник, чтобы добиваться требуемых результатов в работе?).
Важно заранее определить, что будет объектом предстоящей оценки, какие деловые, управленческие или профессиональные качества будут измеряться. Например, для оценки руководителей могут быть выбраны следующие компетенции: Эффективность принятия решений, Планирование и организация работы, Ориентация на достижения, Командное лидерство, Навыки построения отношений, Управление изменениями и т.п.
|
Пример компетенций руководителя - критериев оценки методом 360 градусов
|
|
Умение анализировать большие объемы информации, отделять главное от второстепенного, способность сформировать системное видение ситуации. Умение принимать взвешенные, экономически обоснованные решения, с учетом их долгосрочных последствий и возможных рисков.
|
|
Создание рабочего процесса и климата, способствующего высоким достижениям. Способность создать у сотрудников единое понимание ключевых целей и приоритетов Компании и подразделения. Умение эффективно координировать работу нескольких исполнителей, решающих принципиально разные задачи.
|
|
Инициация и внедрение изменений. Стимулирование инициативности подчиненных. Способность спланировать и организовать конкретные мероприятия по внедрению изменений в подразделении. Готовность взять на себя ответственность за внедрение изменений, умение доводить изменения до конца.
|
|
Умение убеждать, используя как рациональные аргументы, так и личное влияние. Способность найти общий язык и взаимопонимание с собеседниками разного уровня. Понимание интересов и потребностей других людей.
|
|
Создание развивающей среды в подразделении. Привлечение, развитие и продвижение талантов. Способность и мотивация к саморазвитию. Умение создать в подразделении развивающую атмосферу, позволяющую сотрудникам реализовать свой потенциа.
|
|
Формирование атмосферы сотрудничества в команде. Ообеспечение готовности подчиненных вкладываться в достижение общих целей, не замыкаться на своем участке работы. Умение координировать деятельность своего подразделения со смежниками на всех уровнях взаимодействия.
|
Посмотрите другие примеры компетенций, которые могут быть использованы в оценке 360. |
|
|
Второй шаг - разработка опросника/анкеты, с помощью которой будет оцениваться соответствие реального поведения сотрудника выбранным критериям.
Вопросы анкеты, как правило, формулируются в виде коротких описаний - поведенческих индикаторов, отражающих различные грани оцениваемой компетенции. В индикаторах не должно встречаться оценочных суждений (хорошо / плохо), двусмысленных формулировок, категоричных оборотов. Индикаторы должны быть чёткими, простыми и понятными для понимания. Обычно для оценки каждой компетенции используют 5-7 вопросов-индикаторов.
|
Примеры правильных и неправильных формулировок опросника 360 градусов
|
|
|
|
Для оценки степени соответствия поведения сотрудника индикаторам компетенций, используется уровневая (балльная) шкала. Мы рекомендуем использовать 6 уровней для оценки каждого вопроса-индикатора. Это позволит участникам опроса с максимальной точностью указать, насколько часто оцениваемый сотрудник проявляет то или иное качество в своей работе:
|
|
|
|
|
|
Не могу оценить (недостаточно данных)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Шаг третий - формирование списка участников предстоящей оценки 360
Как правило, при проведении оценки 360 градусов опрашиваются 4 группы респондентов:
1. Сам оцениваемый сотрудник;
2. Коллеги оцениваемого сотрудника;
3. Руководитель сотрудника;
4. Подчиненные (при наличии);
Клиенты (опционально). Если оцениваемый сотрудник активно взаимодействует с внешними клиентами, в ряде случаев, для оценки некоторых компетенций приглашаются представители клиентов (по предварительному согласованию).
Каково оптимальное количество оценщиков для опроса 360?
Правило "чем больше - тем лучше" в данном случае не только не работает, но и вредит достоверности результатов оценки. Для того, чтобы получить максимально точные и репрезентативные результаты опроса 360, при выборе оценщиков рекомендуем придерживаться нескольких простых, но важных правил:
|
1. |
Опыт совместной работы с оцениваемым сотрудником. Для получения достоверных оценок важно, чтобы стаж совместной работы участников оценки составлял не менее 6-ти месяцев. За это время у оценщика накопится достаточно реальных примеров поведения сотрудника для его объективной оценки.
|
2. |
Частота рабочих контактов. Если сотрудники работают давно, но при этом редко контактируют по рабочим вопросам, у оценщика не будет достаточных данных для корректного заполнения опросника. Мы рекомендуем выбирать оценщиков, которые на регулярной основе взаимодействуют с оцениваемым сотрудником. Это относится в том числе к оценщикам, которые контактируют с сотрудником дистанционно (например, коллеги из филиалов).
|
3. |
Умеренность нагрузки на 1 оценщика. Часто возникают ситуации, когда одному руководителю поручают заполнить более 10-ти оценочных опросников на своих подчиненных. Учитывая, что среднее время заполнения одного опросника составляет 15 минут, оценщику трудно найти время для обстоятельной, взвешенной оценки каждого участника. В результате анкеты заполняются поверхностно, из-за чего страдает достоверность оценок и качество результата. Рекомендуется для одного оценщика назначать не более 10 оцениваемых сотрудников.
|
|
|
Шаг четвертый - проведение подготовительной информационно-разъяснительной работы с участниками опроса (внутренний PR опроса)
Следует помнить, что для большинства взрослых людей оценка является стрессовой ситуацией (как для оценщиков, так и для оцениваемых сотрудников). Волнение и напряженность негативно влияют на открытость участников опроса и снижают достоверность результатов. Поэтому особое внимание необходимо уделить информационной подготовке предстоящей оценки.
|
Подготовительная разъяснительная работа проводится со всеми сотрудниками Компании, принимающими участие в процедуре оценки 360 градусов. Этот этап направлен на снятие тревоги и негативных ожиданий у персонала Компании, формирование правильного понимания и позитивного отношения сотрудников к процедуре оценки. В результате этой работы сотрудники получают представление о целях и этапах оценки 360 градусов, а также о том, какую конкретную пользу может получить в результате каждый из них (и организация в целом). Кроме того, для обеспечения объективности предоставляемой участниками оценки информации, необходимо подробно пояснить сотрудникам, как именно достигается конфиденциальность и безопасность получаемых данных.
|
|
|
|
Шаг пятый - согласование сроков проведения опроса 360 градусов
Для проведения олнлайн-опроса 360 градусов оптимально выделить 2 рабочие недели (10 дней). При использовании бумажных анкет сроки могут быть увеличены из-за особенностей процесса выдачи и сбора опросников (при проведении бумажного опроса рекомендуется использовать двойные конверты и опечатанные ящики-урны для сбора заполненных опросников).
Полезный совет. При планировании сроков проведения оценки полезно учитывать график отпусков участников (не следует выбирать период, когда у большинства респондентов выпадает период отпуска), а также государственные праздники (желательно, чтобы сроки опроса не пересекались с праздничными днями).
|
|
|
|
Этап 2. Проведение оценки 360 градусов
|
После завершения подготовительных работ, согласно утвержденному графику, проводится рассылка оценочных опросников (в бумажном или электронном виде).
Заполнение опросников осуществляется анонимно, что позволяет получить максимально открытую и достоверную обратную связь об уровне развития компетенций сотрудников.
Организаторы процедуры оценки проводят периодический мониторинг активности участников (по количеству заполненных анкет), в случае необходимости, проводится общее напоминание (чтобы сохранить принцип анонимности и исключить давление на участников). Также организаторы осуществляют консультационную и техническую поддержку (в случае онлайн-оценки), оперативно решая возникающие проблемы и компетентно отвечая на вопросы респондентов.
Во время проведения оценки 360 градусов должна быть обеспечена полная конфиденциальность и защищенность получаемых сведений. Как правило, доступ к первичным данным имеет всего несколько человек из числа экспертов, которые впоследствии занимаются обработкой анкет и подготовкой аналитических отчетов.
|
|
Этап 3. Анализ и интерпретация результатов оценки 360 градусов
|
Заполненные опросники обрабатываются и консолидируются с помощью специальных статистических программ. Отсеиваются заведомо недостоверные анкеты, в результате чего формируются профили оценок каждого сотрудника.
Оценки по компетенциям группируются по категориям респондентов: самооценка, консолидированная оценка коллег, руководителей, подчиненных, клиентов. Это позволяет провести сравнительный анализ оценок разных групп респондентов, выявить особенности проявления сотрудником своих компетенций, определить сильные качества и области, требующие развития.
По результатам обработки данных формируются индивидуальные аналитические отчеты по каждому оцениваемому сотруднику. С помощью визуальных диаграмм и комментариев экспертов, в отчете в доступной и наглядной форме отражается уровень развития компетенций сотрудника. Зачастую, в конце отчета располагается раздел рекомендаций по использованию участником своих сильных компетенций и развитию слабых сторон.
|
|
Фрагмент персонального отчета участника оценки 360 градусов
|
|
Посмотрите пример отчета, который мы составляем для участников по результатам оценки 360 градусов.
В некоторых случаях, помимо индивидуальных отчетов, составляются командные отчеты, а также общие рейтинговые отчеты, в зависимости от стоящих перед оценкой задач.
|
|
|
|
Этап 4. Предоставление развивающей обратной связи сотрудникам
|
Обратная связь по результатам оценки 360 градусов проходит в форме индивидуальной встречи сотрудника с экспертом. В качестве экспертов могут выступать представители HR-департамента компании (владеющие навыками предоставления обратной связи), либо консультанты провайдера оценки.
В ходе обратной связи рекомендуем использовать следующий пошаговый алгоритм:
|
1. |
Установление контакта с сотрудником. Первоочередная задача эксперта - создать атмосферу открытости и доверия с участником, которая будет способствовать конструктивному обсуждению результатов оценки.
|
2. |
Общая информация об оценке. Эксперт кратко и доступно рассказывает сотруднику о методе оценки 360 градусов, его основных особенностях и целях применения. Кроме этого эксперт разъясняет участнику суть оцениваемых компетенций, а также объясняет структуру шкалы оценок.
|
3. |
Обсуждение индивидуальных результатов оценки. Эксперт комментирует полученные участником оценки по компетенциям. Кроме этого, важно выяснить собственное мнение сотрудника относительно полученных оценок. Особое внимание следует уделить обсуждению следующих моментов:
а. компетенции и индикаторы, которые являются сильными, ресурсными сторонами сотрудника;
b. компетенции и индикаторы, которые являются наиболее актуальными зонами развития сотрудника;
c. инидикаторы компетенций, оценки респондентов по которым наиболее сильно расходятся с самооценкой сотрудника.
|
4. |
Выбор приоритетов развития. После обсуждения результатов оценки, эксперт предлагает участнику выбрать 1-2 компетенции, над развитием которых он будет целенаправленно работать в ближайшей перспективе (до 1 года).
Эксперт помогает участнику сформулировать ключевые цели развития компетенций, а также подобрать соответствующие методы развития.
|
|
|
|
|
|
|
Экспертиза Smart Business Solutions в проведении оценки 360 градусов |
|
|
|
|
|
Отзывы и рекомендации некоторых наших клиентов |
|
|
|
|
ERG - Eurasian Resouces Group (международная компания по добыче и переработке минеральных ресурсов)
|
ООО "Эмекс.ру" (интернет-магазин автозапчастей)
|
|
|
|
|
ЗАО "МЕТТЭМ-Технологии" (производство аква-фильтров "Барьер")
|
ООО "Нордголд менеджмент" (золотодобыча)
|
|
|
|
|
ООО "ЭЛКО" (сеть DIY-гипермаркетов)
|
|
|
|