ЦЕНТР ОЦЕНКИ ONLINE

  Адаптация персонала в компании

Лучшие HR-практики

 

 

АДАПТАЦИЯ СОТРУДНИКОВ

   

Адаптация персонала - это процесс приспособления работников к условиям трудовой деятельности, включающий освоение технологии и методов работы, корпоративных правил, норм и стандартов, а также знакомство с коллективом.

Адаптация персонала
  Цели и задачи системы адаптации персонала
 

Адаптация сотрудника в компании - естественный процесс, однако некоторые руководители ошибочно полагают, что уделять внимание следует только неопытным новичкам, а сотрудников с опытом работы можно сразу "ставить на передовую" и загружать по максимуму.

Опытному профессионалу или руководителю, несмотря на имеющийся багаж полезных знаний и навыков, в новой компании потребуется пройти через те же этапы, что и начинающему сотруднику. Поэтому важно понимать, как проходит процесс адаптации сотрудника в организации и учитывать данные особенности в работе со всеми новыми работниками.

Существует множество форм и методов адаптации персонала в компании. При этом основная цель всех адаптационных мероприятий заключается в том, чтобы помочь сотруднику как можно быстрее начать работать с максимальной отдачей на новом месте.

Правильно выстроенная система адаптации сотрудников позволяет компании решить несколько важных задач:

::

ускорение процесса вхождения нового сотрудника в должность и достижение необходимой эффективности работы в минимальные сроки;

::

уменьшение количества возможных ошибок и финансовых потерь в процессе освоения сотрудником своих функциональных обязанностей;

::

формирование у новых сотрудников мотивации к достижению высоких результатов и качественному выполнению работы;

::

сокращение уровня текучести кадров за счет снижения количества сотрудников, не прошедших испытательный срок;

::

повышение продуктивности работы всех подразделений компании.

В результате реализации данных задач, Компания способна существенно снизить издержки, связанные с поиском, обучением и развитием персонала.

Для того чтобы лучше понять особенности внедрения системы адаптации персонала в Компании, полезно посмотреть на этот процесс с точки зрения нового сотрудника.

 

  Адаптация глазами сотрудника

Попадая в новую рабочую среду, сотруднику приходится искать ответы на множество вопросов, связанных с выполнением своих рабочих обязанностей. Новые отношения, новые требования, новые условия труда – все это может способствовать или препятствовать раскрытию лучших качеств сотрудника, реализации его возможностей и потенциала.

Существуют несколько аспектов адаптации сотрудника на новом месте работы:

 

Корпоративная адаптация

Корпоративная адаптация

Приступая к работе, сотруднику важно понимать не только специфику деятельности компании, но и знать ее историю, стратегические цели и задачи, учитывать в своей деятельности особенности корпоративного управления и организационной структуры. В связи с этим, сотруднику необходимо получить ответы на следующие вопросы:

::

Каковы ключевые цели и задачи Компании? В чем заключаются ее основные приоритеты?

::

Какое место занимает Компания на рынке?

::

Какова история создания и развития Компании? Каких успехов добилась Компания за свою историю?

::

Кто является главными клиентами и партнерами Компании?

::

Кто наши основные конкуренты?

::

Какова организационная структура Компании? Сколько в ней департаментов, подразделений, отделов? Где они расположены? Как организовано взаимодействие и обмен информацией между ними?

::

Как осуществляется управление Компанией? Кто принимает решения на уровне Компании, подразделений, отделов?

::

Какие основные регламенты и процедуры действуют в Компании?

::

Каков порядок согласования приказов и распоряжений, подписания документов?

::

и т.п.

 

Социально-психологическая адаптация

Социально-психологическая адаптация

В процессе социально-психологической адаптации происходит включение работника в корпоративную культуру компании с ее уникальными традициями, ценностями, особенностями отношений и правилами взаимодействия.

Присоединяясь к корпоративной культуре компании, сотруднику важно знать:

::

Какие правила общения и взаимодействия между людьми приняты в этой Компании (формальные и неформальные)? Кто с кем и как взаимодействует?

::

Как принято обращаться к сотрудникам, равным по уровню / должности, подчиненным, руководителям?

::

Какого поведения от меня ждут?

::

К чему я должен стремиться/делать, чтобы добиться успеха в этой Компании?

::

К кому я могу обратиться за помощью?

::

и т.д.

 

Организационная адаптация

Организационная адаптация

В первые недели работы сотруднику приходится сталкиваться с множеством незнакомых ранее бытовых и организационных процедур. Это также вызывает множество вопросов:

::

Какой в Компании трудовой распорядок?

::

Когда выдают заработную плату?

::

Как оформляются командировки, бронируются переговорные, заказывается канцелярия и т.п.?

::

Как работает "местная" оргтехника?

::

Где и как организовано питание сотрудников?

::

Как работает корпоративный транспорт?

::

Как осуществляется доступ в корпоративную сеть?

::

и др.

 

Профессиональная адаптация

Профессиональная адаптация

Осваиваясь в Компании, сотрудник, прежде всего, должен понимать, хватает ли ему знаний, умений и навыков для выполнения порученной работы или же ему требуется дополнительное обучение? Каковы его перспективы карьерного и профессионального роста? Эти вопросы интересуют не только самого сотрудника, но и его непосредственного руководителя, а также службу персонала.

Профессиональный аспект адаптации заключается в том, что сотрудник должен понять и освоить следующие особенности будущей деятельности:

::

Свои непосредственные профессиональные обязанности и зону ответственности;

::

Используемые в Компании технологии работы;

::

Стандарты работы и необходимую техническую документацию;

::

Существующие нормативы и технические требования;

::

Перспективы своего профессионального и карьерного роста в Компании;

::

Возможности обучения, повышения квалификации;

::

Критерии оценки качества своей работы;

::

и пр.

 

Психофизиологическая адаптация

Психофизиологическая адаптация

В процессе психофизиологической адаптации происходит приспособление сотрудника к новым физическим и психологическим нагрузкам, особенностям условий труда. При этом особое внимание вопросам психофизиологической адаптации нужно уделить в следующих ситуациях:

::

Сменный график работы;

::

Ненормированный рабочий день;

::

Длительные командировки;

::

Проектная деятельность.

   

Эффективная программа адаптации учитывает все вышеперечисленные аспекты и помогает получить сотруднику ответы на поставленные вопросы. Успешно адаптировавшийся сотрудник четко понимает спектр своих рабочих обязанностей и задач, умеет их эффективно решать с учетом имеющихся правил, стандартов и особенностей, способен выстраивать и поддерживать конструктивные отношения с коллегами и знает, каковы его возможности в данной компании.

 
  Разработка программы адаптации персонала

Грамотная программа адаптации сотрудников имеет следующие отличительные качества: она тщательно спланирована, ее содержание совершенно ясно, роли участников процесса четко определены.

Как правило, продолжительность адаптационного периода составляют 3 месяца и по времени совпадает с испытательным сроком. Совпадение этих двух процессов не случайно. С одной стороны, во время испытательного срока можно определить реальные способности и возможности сотрудника, а также то, насколько они соответствуют установленным требованиям и первоначальным ожиданиям.

С другой стороны, в этот период важно помочь сотруднику максимально быстро приспособиться к новым условиям, чтобы проявить свои профессиональные и деловые качества в полном объеме.

Адаптационная программа разрабатывается с учетом конкретных целей, особенностей компании, ее корпоративной культуры, категории сотрудников и сферы их деятельности (например, программы адаптации для молодых специалистов и для руководителей будут иметь отличия друг от друга), а также ряда других факторов.

Первый шагом в разработке программы адаптации является определение целей и задач, которые она должна решать, целевой группы сотрудников, для которых она предназначена, а также сроков ее реализации.

Вторым шагом является разработка системы адаптационных мероприятий, способствующих быстрому и эффективному приспособлению новых сотрудников к условиям работы в компании.

 

 

ПРИМЕР ПРОГРАММЫ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА

В адаптационную программы могут быть включены следующие мероприятия:

::

вводный семинар (ориентационный семинар) – ознакомительное и командообразующее мероприятие, цель которого – создать у новых сотрудников целостное представление о компании:

- история развития, традиции;

- миссия, ценности, стратегические цели;

- организационная структура;

- продукты и услуги компании;

- действующие программы развития для сотрудников, социальные гарантии.

::

проведение ознакомительных экскурсий по предприятию;

::

курс специальной адаптации (введение в должность), задачей которого является предоставление новому работнику необходимой информации о подразделении и особенностях его должности:

- знакомство с  рабочим местом, коллегами;

- знакомство с руководителями и специалистами, с которыми сотруднику необходимо взаимодействовать по должности;

- цели, задачи, роль подразделения в общей структуре организации, роль данной должности в производственном процессе;

- разъяснение должностных обязанностей;

- информация об условиях премирования, размерах бонусов;

- перспективы карьерного роста, если таковые имеются;

- регламент работы, дисциплинарные рамки;

- требования к охране труда и технике безопасности.

::

курс специальной адаптации (введение в должность), задачей которого является предоставление новому работнику необходимой информации о подразделении и особенностях его должности:

::

составление плана работы сотрудника на испытательный срок;

::

выбор наставника для нового сотрудника;

::

разработка путеводителя нового сотрудника (книга новичка), в котором отражена наиболее важная и полезная корпоративная информация.

Третьим шагом является разработка инструментов мониторинга и оценки эффективности адаптационной программы. Это могут быть специальные оценочные формы, которые заполняет сотрудник, его руководитель/наставник и менеджер по персоналу. Зачастую используются два метода оценки:

::

ассессмент-центр (комплексная оценка личностно-профессиональных качеств сотрудника с целью определения его сильных сторон и областей для дальнейшего развития, с возможным последующим составлением индивидуального плана развития на 1-й год работы);

::

аттестация по итогам прохождения испытательного срока (оценка результативности проделанной работы, уровня достижений сотрудника и принятие решение о его переводе в основной штат).

Задумываясь о необходимости создания программы адаптации новых сотрудников в своей Компании, важно помнить, что найти нужного человека для бизнеса — это только часть дела. Не менее важно помочь новичку освоиться на новом для него месте, вписаться в коллектив, для того, чтобы раскрыть свои лучшие стороны, быстро и уверенно выйти на уровень максимальной производительности труда.

 

 

Остались вопросы?

Всегда рады помочь, если у Вас возникнут вопросы, связанные с разработкой и оценокй эффективности программы адапатации персонала.

Вы можете Заказать разработку программы комплексной адаптации для новых сотрудников Вашей Компании. Данная программа будет максимально полно учитывать специфику Вашей организации, особенности корпоративной культуры и поможет новым сотрудникам в короткие сроки выйти на высокий уровень результативности.

Вам также могут пригодиться наши готовые решения по адаптации сотрудников:

Руководство по составлению путеводителя для сотрудника Материалы по адаптации персонала

 

 

 

:: наверх ::

 
Полезные продукты

 

 

Smart Business Solutions © 2008-2023 • Все авторские права на материалы и разработки защищены и охраняются законом