|
|
Адаптация персонала в компании |
|
Лучшие HR-практики |
|
|
|
|
|
Адаптация персонала - это процесс приспособления работников к условиям трудовой деятельности, включающий освоение технологии и методов работы, корпоративных правил, норм и стандартов, а также знакомство с коллективом.
|
|
|
|
Цели и задачи системы адаптации персонала |
|
|
Адаптация сотрудника в компании - естественный процесс, однако некоторые руководители ошибочно полагают, что уделять внимание следует только неопытным новичкам, а сотрудников с опытом работы можно сразу "ставить на передовую" и загружать по максимуму.
Опытному профессионалу или руководителю, несмотря на имеющийся багаж полезных знаний и навыков, в новой компании потребуется пройти через те же этапы, что и начинающему сотруднику. Поэтому важно понимать, как проходит процесс адаптации сотрудника в организации и учитывать данные особенности в работе со всеми новыми работниками.
Существует множество форм и методов адаптации персонала в компании. При этом основная цель всех адаптационных мероприятий заключается в том, чтобы помочь сотруднику как можно быстрее начать работать с максимальной отдачей на новом месте.
Правильно выстроенная система адаптации сотрудников позволяет компании решить несколько важных задач:
|
:: |
ускорение процесса вхождения нового сотрудника в должность и достижение необходимой эффективности работы в минимальные сроки;
|
:: |
уменьшение количества возможных ошибок и финансовых потерь в процессе освоения сотрудником своих функциональных обязанностей;
|
:: |
формирование у новых сотрудников мотивации к достижению высоких результатов и качественному выполнению работы;
|
:: |
сокращение уровня текучести кадров за счет снижения количества сотрудников, не прошедших испытательный срок;
|
:: |
повышение продуктивности работы всех подразделений компании.
|
В результате реализации данных задач, Компания способна существенно снизить издержки, связанные с поиском, обучением и развитием персонала.
Для того чтобы лучше понять особенности внедрения системы адаптации персонала в Компании, полезно посмотреть на этот процесс с точки зрения нового сотрудника.
|
|
|
Адаптация глазами сотрудника |
|
Попадая в новую рабочую среду, сотруднику приходится искать ответы на множество вопросов, связанных с выполнением своих рабочих обязанностей. Новые отношения, новые требования, новые условия труда – все это может способствовать или препятствовать раскрытию лучших качеств сотрудника, реализации его возможностей и потенциала.
Существуют несколько аспектов адаптации сотрудника на новом месте работы:
|
Приступая к работе, сотруднику важно понимать не только специфику деятельности компании, но и знать ее историю, стратегические цели и задачи, учитывать в своей деятельности особенности корпоративного управления и организационной структуры. В связи с этим, сотруднику необходимо получить ответы на следующие вопросы:
:: |
Каковы ключевые цели и задачи Компании? В чем заключаются ее основные приоритеты?
|
:: |
Какое место занимает Компания на рынке?
|
:: |
Какова история создания и развития Компании? Каких успехов добилась Компания за свою историю?
|
:: |
Кто является главными клиентами и партнерами Компании?
|
:: |
Кто наши основные конкуренты?
|
:: |
Какова организационная структура Компании? Сколько в ней департаментов, подразделений, отделов? Где они расположены? Как организовано взаимодействие и обмен информацией между ними?
|
:: |
Как осуществляется управление Компанией? Кто принимает решения на уровне Компании, подразделений, отделов?
|
:: |
Какие основные регламенты и процедуры действуют в Компании?
|
:: |
Каков порядок согласования приказов и распоряжений, подписания документов?
|
:: |
|
|
|
Социально-психологическая адаптация
|
В процессе социально-психологической адаптации происходит включение работника в корпоративную культуру компании с ее уникальными традициями, ценностями, особенностями отношений и правилами взаимодействия.
Присоединяясь к корпоративной культуре компании, сотруднику важно знать:
:: |
Какие правила общения и взаимодействия между людьми приняты в этой Компании (формальные и неформальные)? Кто с кем и как взаимодействует?
|
:: |
Как принято обращаться к сотрудникам, равным по уровню / должности, подчиненным, руководителям?
|
:: |
Какого поведения от меня ждут?
|
:: |
К чему я должен стремиться/делать, чтобы добиться успеха в этой Компании?
|
:: |
К кому я могу обратиться за помощью?
|
:: |
|
|
|
Организационная адаптация
|
В первые недели работы сотруднику приходится сталкиваться с множеством незнакомых ранее бытовых и организационных процедур. Это также вызывает множество вопросов:
:: |
Какой в Компании трудовой распорядок?
|
:: |
Когда выдают заработную плату?
|
:: |
Как оформляются командировки, бронируются переговорные, заказывается канцелярия и т.п.?
|
:: |
Как работает "местная" оргтехника?
|
:: |
Где и как организовано питание сотрудников?
|
:: |
Как работает корпоративный транспорт?
|
:: |
Как осуществляется доступ в корпоративную сеть?
|
:: |
|
|
|
Профессиональная адаптация
|
Осваиваясь в Компании, сотрудник, прежде всего, должен понимать, хватает ли ему знаний, умений и навыков для выполнения порученной работы или же ему требуется дополнительное обучение? Каковы его перспективы карьерного и профессионального роста? Эти вопросы интересуют не только самого сотрудника, но и его непосредственного руководителя, а также службу персонала.
Профессиональный аспект адаптации заключается в том, что сотрудник должен понять и освоить следующие особенности будущей деятельности:
:: |
Свои непосредственные профессиональные обязанности и зону ответственности;
|
:: |
Используемые в Компании технологии работы;
|
:: |
Стандарты работы и необходимую техническую документацию;
|
:: |
Существующие нормативы и технические требования;
|
:: |
Перспективы своего профессионального и карьерного роста в Компании;
|
:: |
Возможности обучения, повышения квалификации;
|
:: |
Критерии оценки качества своей работы;
|
:: |
|
|
|
Психофизиологическая адаптация
|
В процессе психофизиологической адаптации происходит приспособление сотрудника к новым физическим и психологическим нагрузкам, особенностям условий труда. При этом особое внимание вопросам психофизиологической адаптации нужно уделить в следующих ситуациях:
:: |
|
:: |
Ненормированный рабочий день;
|
:: |
|
:: |
|
|
|
Эффективная программа адаптации учитывает все вышеперечисленные аспекты и помогает получить сотруднику ответы на поставленные вопросы. Успешно адаптировавшийся сотрудник четко понимает спектр своих рабочих обязанностей и задач, умеет их эффективно решать с учетом имеющихся правил, стандартов и особенностей, способен выстраивать и поддерживать конструктивные отношения с коллегами и знает, каковы его возможности в данной компании.
|
|
|
Разработка программы адаптации персонала |
|
Грамотная программа адаптации сотрудников имеет следующие отличительные качества: она тщательно спланирована, ее содержание совершенно ясно, роли участников процесса четко определены.
Как правило, продолжительность адаптационного периода составляют 3 месяца и по времени совпадает с испытательным сроком. Совпадение этих двух процессов не случайно. С одной стороны, во время испытательного срока можно определить реальные способности и возможности сотрудника, а также то, насколько они соответствуют установленным требованиям и первоначальным ожиданиям.
С другой стороны, в этот период важно помочь сотруднику максимально быстро приспособиться к новым условиям, чтобы проявить свои профессиональные и деловые качества в полном объеме.
Адаптационная программа разрабатывается с учетом конкретных целей, особенностей компании, ее корпоративной культуры, категории сотрудников и сферы их деятельности (например, программы адаптации для молодых специалистов и для руководителей будут иметь отличия друг от друга), а также ряда других факторов.
Первый шагом в разработке программы адаптации является определение целей и задач, которые она должна решать, целевой группы сотрудников, для которых она предназначена, а также сроков ее реализации.
Вторым шагом является разработка системы адаптационных мероприятий, способствующих быстрому и эффективному приспособлению новых сотрудников к условиям работы в компании.
|
|
ПРИМЕР ПРОГРАММЫ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА
В адаптационную программы могут быть включены следующие мероприятия:
:: |
вводный семинар (ориентационный семинар) – ознакомительное и командообразующее мероприятие, цель которого – создать у новых сотрудников целостное представление о компании:
|
|
- история развития, традиции;
|
|
- миссия, ценности, стратегические цели;
|
|
- организационная структура;
|
|
- продукты и услуги компании;
|
|
- действующие программы развития для сотрудников, социальные гарантии.
|
:: |
проведение ознакомительных экскурсий по предприятию;
|
:: |
курс специальной адаптации (введение в должность), задачей которого является предоставление новому работнику необходимой информации о подразделении и особенностях его должности:
|
|
- знакомство с рабочим местом, коллегами;
|
|
- знакомство с руководителями и специалистами, с которыми сотруднику необходимо взаимодействовать по должности;
|
|
- цели, задачи, роль подразделения в общей структуре организации, роль данной должности в производственном процессе;
|
|
- разъяснение должностных обязанностей;
|
|
- информация об условиях премирования, размерах бонусов;
|
|
- перспективы карьерного роста, если таковые имеются;
|
|
- регламент работы, дисциплинарные рамки;
|
|
- требования к охране труда и технике безопасности.
|
:: |
курс специальной адаптации (введение в должность), задачей которого является предоставление новому работнику необходимой информации о подразделении и особенностях его должности:
|
:: |
|
:: |
|
:: |
|
|
Третьим шагом является разработка инструментов мониторинга и оценки эффективности адаптационной программы. Это могут быть специальные оценочные формы, которые заполняет сотрудник, его руководитель/наставник и менеджер по персоналу. Зачастую используются два метода оценки:
:: |
ассессмент-центр (комплексная оценка личностно-профессиональных качеств сотрудника с целью определения его сильных сторон и областей для дальнейшего развития, с возможным последующим составлением индивидуального плана развития на 1-й год работы);
|
:: |
аттестация по итогам прохождения испытательного срока (оценка результативности проделанной работы, уровня достижений сотрудника и принятие решение о его переводе в основной штат).
|
Задумываясь о необходимости создания программы адаптации новых сотрудников в своей Компании, важно помнить, что найти нужного человека для бизнеса — это только часть дела. Не менее важно помочь новичку освоиться на новом для него месте, вписаться в коллектив, для того, чтобы раскрыть свои лучшие стороны, быстро и уверенно выйти на уровень максимальной производительности труда.
|
|
Всегда рады помочь, если у Вас возникнут вопросы, связанные с разработкой и оценокй эффективности программы адапатации персонала.
Вы можете Заказать разработку программы комплексной адаптации для новых сотрудников Вашей Компании. Данная программа будет максимально полно учитывать специфику Вашей организации, особенности корпоративной культуры и поможет новым сотрудникам в короткие сроки выйти на высокий уровень результативности.
Вам также могут пригодиться наши готовые решения по адаптации сотрудников:
|
|
|
|
:: наверх :: |
|
|
|
|
|