Система обучения и развитие персонала реализуется в двух форматах: групповом и индивидуальном. Каждый из форматов имеет свои достоинства и ограничения, а также специфические методы и технологии.
|
Групповое обучение персонала
|
К групповым методам обучения и развития сотрудников относятся:
:: |
|
:: |
|
:: |
курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации
|
:: |
|
:: |
|
:: |
фасилитационные мероприятия (по типу WorldCafe)
|
Преимущества группового обучения:
[+] |
возможность смоделировать различные рабочие ситуации из реальной практики и в учебном формате отработать новые способы поведения в них
|
[+] |
возможность получить обратную связь и поддержку от коллег в процессе обучения
|
[+] |
|
[+] |
экономическая выгода (провести тренинг для 12 человек значительно дешевле, чем организовывать для каждого из них отдельное обучение)
|
Ограничения группового формата обучения:
[-] |
невозможность учесть все индивидуальные особенности и уровень подготовки каждого участника (отсюда невозможность обеспечить 100% глубину передачи новых знаний и навыков всем участникам из-за разницы в их первоначальном уровне подготовленности и личных особенностей)
|
[-] |
недостаточное время для формирования устойчивых навыков (невозможно за один тренинг научить человека сложному навыку, отсюда возникает необходимость в качественном посттренинговом сопровождении для закрепления полученных знаний и навыков на практике)
|
|
Индивидуальное обучение сотрудников
|
К методам индивидуального обучения и развития относятся:
:: |
|
:: |
стажировки и временные замещения
|
:: |
|
:: |
|
:: |
|
Преимущества индивидуального обучения:
[+] |
учет индивидуальных особенностей и потребностей сотрудника, уровня его знаний и навыков при планировании и проведении обучения
|
[+] |
персональный подход к сотруднику в процессе обучения, использование методов и форм развития, максимально подходящих для каждого конкретного случая
|
[+] |
возможность обучения без отрыва от основной работы
|
Ограничения индивидуального формата обучения:
[-] |
|
[-] |
сложность в разработке и реализации
|
Учитывая особенности, возможности и ограничения этих двух форматов обучения и развития, групповые методы используются в компаниях, как правило, для обучения линейного персонала и среднего менеджмента (оптимальный баланс качества, масштабности и стоимости обучения), а индивидуальный формат – для развития ключевых сотрудников и высшего руководства (сочетание глубины, сфокусированности, персональной настройки обучения и его высокой результативности).
|
E-Learning: дистанционное обучение сотрудников
|
Развитие компьютерных и интернет-технологий позволило создать еще одну форму обучения и развития персонала - дистанционное обучение, которое обладает рядом уникальных преимуществ:
[+] |
низкая стоимость в перерасчете на 1 сотрудника (не требует затрат на аренду помещений, поездки и т. п.)
|
[+] |
доступность (для прохождения дистанционного обучения необходимо наличие компьютера и доступа к сети Интернет)
|
[+] |
составление индивидуального графика обучения, максимально подходящего сотруднику
|
[+] |
высокая степень усвоения знаний
|
[+] |
возможность совмещать обучение и работу
|
Среди ограничений дистанционного обучения можно отметить:
[-] |
необходимость владения сотрудником навыками работы с компьютером на уровне уверенного пользователя
|
[-] |
высокую зависимость результатов обучения от личной мотивации и ответственности сотрудника (т.к. дистанционное обучение предполагает самостоятельность сотрудника в освоении получаемых знаний)
|
[-] |
дистанционное обучение, в основном, служит средством передачи знаний и технологий, и в меньшей степени – позволяет развить навыки. Успешность закрепления полученных знаний в виде навыков напрямую зависит от мотивации сотрудника.
|
Наиболее распространенными формами организации дистанционного обучения являются:
:: |
веб-занятия – дистанционные тренинги, онлайн-конференции, вебинары, деловые игры, практикумы, мастер-классы
|
:: |
электронные рассылки, содержание лекционную информацию и учебные задания
|
:: |
обучающие компьютерные курсы и программы
|
В настоящее время все больше российских компаний создают в своей структуре центры дистанционного обучения, чтобы стандартизировать, удешевить и улучшить качество подготовки персонала. Развитие IT-технологий позволяет с уверенностью говорить о том, что дистанционное обучение становится одним из ключевых элементов в системе развития персонала.