Лучшие HR-практики >> Оценка персонала >> Оценка результативности сотрудников (performance appraisal) |
|
Оценка результативности сотрудников (performance appraisal) - это комплексная процедура определения эффективности работы персонала, основанная на измерении индивидуальных результатов деятельности каждого сотрудника и уровня его компетентности. |
|
|
Для чего оценивать результативность? |
Оценка результативности – это один из ключевых элементов системы управления эффективностью бизнеса. С помощью процедуры «performance appraisal» становится возможным соотнести плановые показатели работы Компании с фактическими, сравнить затраты и полученный результат. |
По итогам проведения оценки результативности, Компания получает реальную картину эффективности работы бизнеса в целом и каждого сотрудника в отдельности. Благодаря этому, можно произвести фокусную и точную настройку системы управления эффективностью Компании (СУЭ) в соответствии с выявленными проблемами и недоработками. |
Оценка результативности сосредоточена на двух объектах: |
|
- уровень компетентности сотрудника; |
|
- уровень и качество результата его работы. |
Компетентность сотрудника напрямую влияет на объем и качество его персональных результатов. Уровень компетентности персонала наилучшим образом позволяет оценить технология ассесмент-центра, с описанием и возможностями которой Вы можете ознакомиться здесь. |
В данном разделе я бы предлагаю рассмотреть некоторые методы, позволяющие точно измерить уровень и качество результатов работы сотрудников. В современной бизнес-практике для оценки результативности сотрудников применяются, в основном, следующие методы: |
|
|
Оценка по ключевым показателям эффективности деятельности (KPI) |
|
Данный метод оценки результатов работы на сегодняшний день является наиболее популярным в большинстве российских и западных Компаний. Ключевые показатели эффективности (KPI) представляют собой индикаторы успешности деятельности конкретных сотрудников, отделов, департаментов и измеряются в количественном (время, количество единиц продукции, объем прибыли, процент брака и т.п.) или качественном выражении (уровень компетентности, качество обслуживания и т.п.). |
|
Как правило, для каждого KPI устанавливаются минимальные, целевые и максимальные значения (например, минимальное количество изготовленных деталей за квартал, ожидаемое или целевое количество деталей и максимальное количество произведенных деталей за квартал). В большинстве случаев, KPI формируются для каждого сотрудника на 1 год и в конце установленного срока полученные результаты сравниваются с плановыми показателями. |
|
Система KPI позволяет выстроить сбалансированную систему управления эффективностью деятельности Компании, основанную на достижении ее стратегических целей. Подробнее о ключевых показателях эффективности Вы можете прочитать здесь (ссылку на мою статью про КПЭ). |
|
|
Оценка по системе MBO (Management By Objectives – система управления по целям) |
|
Создателем системы MBO по праву считается известный экономист Питер Друкер. В 1954 году он сформулировал цель менеджмента — достижение результата. “ Менеджмент существует ради результатов, которые учреждение достигает во внешней среде. Менеджмент должен мобилизовать ресурсы для достижения этих результатов. Менеджмент предназначен для того, чтобы любая организация – коммерческое предприятие, церковь - имела возможность достичь запланированного результата во внешней среде, за пределами организации”. |
|
Метод управления по целям базируется на том, что в начале определенного периода (месяц, квартал) сотрудникам и отделам Компании устанавливаются четкие рабочие цели и задачи, которые должны соответствовать критериям SMART: |
|
:: |
Specific — быть конкретными, четкими и специфичными каждого сотрудника/отдела /департамента; |
|
:: |
Measurable — измеримыми (должны быть определены единицы измерения результата – штуки, проценты, рубли, тонны и т.п.); |
|
:: |
Achievable — реалистичные, достижимые в указанный промежуток времени; |
|
:: |
Result-oriented — ориентированные на результат, не на усилия; |
|
:: |
Time bound — определенные во времени (должен быть задан конечный срок достижения цели). |
|
Пример цели, сформулированной по критериям SMART: в течение III квартала 2009 года продать товар категории А на сумму, не менее 200.000 рублей. |
|
По окончании запланированного периода производится подсчет, насколько каждый сотрудник достиг поставленных целей. На основании этих данных, Компания поощряет наиболее успешных сотрудников, а также принимает меры по повышению результативности работы персонала в будущем. |
|
|
BARS (Behaviorally Anchored Rating Scale – поведенческая рейтинговая шкала) |
|
Метод BARS используется для оценки соответствия поведения сотрудников установленным нормам и стандартам, принятым в Компании. Как правило, данный метод применяется для оценки тех категорий сотрудников, поведение которых определяет успешность их работы (например, обслуживающий персонал). В России наиболее известна одна из форм реализации метода BARS – технология «таинственный покупатель» (mystery shopper), которая используется для оценки эффективности работы персонала в розничной торговле. |
|
Также BARS может использоваться для формирования и развития корпоративной культуры организации, неотъемлемой частью которой является определенный тип поведения и отношения сотрудников по отношению друг к другу и клиентам Компании. |
|
В общем виде технологию внедрения метода BARS в работу Компании можно описать в пять шагов: |
|
1. |
В компании проводится опрос различных категорий сотрудников о необходимых формах поведения в бизнесе (или определенной сфере профессиональной деятельности); |
|
2. |
Далее обобщенный список поведенческих индикаторов (как позитивных, так и негативных) передаётся сотрудникам для ранжирования. |
|
3. |
Затем создается рейтинговая шкала типов поведения для определенных видов деятельности, где описываются различные типы поведения: от ожидаемого до крайне нежелательного. |
|
4. |
После этого отобранные шкалы оцениваются по пятибалльной системе. А (+2) — выдающееся поведение, В (+1) — выше ожидаемого, С (0) — соответствует ожиданиям, D (–1) — ниже ожидаемого, Е (–2) — неудовлетворительное. |
|
5. |
Созданная поведенческая модель используется для оценки эффективности деятельности персонала Компании. |
|
|
Метод «Универсальных стандартов» |
|
Метод «Универсальных стандартов» является наиболее простым и наименее затратным методом оценки результативности сотрудников, при этом сохраняя высокую степень достоверности и надежности. Универсальные стандарты результативности разрабатываются на основе трех ключевых параметров любой профессиональной деятельности: |
|
1. |
Объем выполняемых задач и должностных обязанностей; |
|
2. |
Срок выполнения объема задач и функций; |
|
3. |
Качество выполнения объема задач и функций. |
|
За норму объема обычно принимается объем должностных обязанностей сотрудника, прописанных в должностной инструкции. Также выделяют три уровня выполнения объема задач – минимальный, в объеме должностных обязанностей и превосходящий должностные обязанности. |
|
Отличительной особенностью метода универсальных стандартов является то, что его применение не привязано к срокам выполнения рабочих задач, содержанию деятельности и функционалу сотрудника. Это делает его доступным и вместе с тем эффективным инструментом оценки. |
|
© Игорь Александрович Беспалов |
|